Статус беженца.
Согласно Секции 3 (1) из Закона о беженцах, беженцы определены как "иностранцы, которые в стране происхождения или стране прежнего места
жительства, подвергаются или имеют хорошо-обоснованные опасения быть подвергнуты серьезному нарушению прав человека по причинам
принадлежности к определённой расе, религии, национальности, членстве в специфической социальной группе или в результате политических
убеждений".
Согласно Секции 3 (2) из того же Закона, "под серьезными опасениями имеется ввиду угроза жизни, физической целостности или свободе, а также и
действия, которые наносят невыносимое психологическое давление".
Признанным беженцам предоставляется вид на жительство (B-permit), имеющий силу в течение одного года и продлевается автоматически ежегодно
(как и во всех других странах). После пяти лет проживания признанные беженцы имеют право на постоянный Вид на жительство (C-permit), имеющий
силу в течение 10 лет и так же автоматически продлеваемый ежегодно.
Беженцы по квоте.
Согласно Секции 56 из Закона по беженцам Федеральный Совет (самая высшая инстанция правительства Швейцарии) имеет право предоставлять убежище
группам беженцев. В восьмидесятых и в начале девяностых, Федеральный Совет после консультаций с УПРАВЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО КОМИССАРИАТА ООН ПО
ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ решил, что Швейцария будет ежегодно допускать квоту в размере нескольких сотен беженцев (имются ввиду беженцы, которые бежали
в страны, не осуществляющие приема и натурализации беженцев, и подавшим заявление об убежище в Комитет ООН по делам беженцев - например -
вьетнамские беженцы в Гонконге, Малайзии и т.д.)
Другие типы вида на жительство.
Временная защита.
В соответствии с Секцией 4 из Закона по беженцам "Швейцария может предоставить временную защиту лицам, остро нуждающимся в потребности защиты,
до момента, пока они подвергаются серьезной опасности в особенности во время военной или гражданской войны, а также и в ситуациях общего
насилия".
Это условие, представленное в Швейцарское законодательство в соответствии с новым Законом по беженцам в силе с октября 1999, еще не
применялось.
Временный Вид на жительство.
Форму дополнительной защиты, называемой временным видом на жительство, можно предоставить если после отклонения прошения об убежище
осуществление выдворения считаются технически невозможном, или невозможно на основании международного права (Статья 33 из Женевской конвенции,
Статья 3 из Европейского Соглашения по Правам человека или Статья 3 из Соглашения о запрещении пыток).
Виды на жительство, предоставленные в данных случаях так же возобновляемы.
Согласно статье 44 из закона по беженцам временный вид на жительство можно также предоставлять по гуманитарным причинам (что подавляющее
большинство беженцев из СНГ в конце концов и получает) в индивидуальных случаях, когда решение по запросу убежища ожидается в течение более
четырех лет (практика, применяемая во многих других странах - принцип сдерживания выдачи ВНЖ, чтобы не было привлекательно для других, и в
статистику входит только через много лет как получение ВНЖ на гуманитарных основаниях (для жизни в стране это не имеет никакого значения).
В дополнение к минимальному четырёхлетнему пребыванию просящий убежище должен быть материально независим и иметь детей, которые должны
посещать общественные школы в течении, по крайней мере, двух лет. После восьми лет проживания в стране, одно из двух условий, упомянутых выше
может быть отменено. Временный Вид на жительство так же автоматически возобновляется
Социальные пособия для имеющих Временный вид на жительство эквивалентно пособию для лиц, запросивших убежище и еще ожидающих ответа.
Косовским Албанцам, которые прибыли в Швейцарию в 1999, не предоставили временную защиту согласно Секции 4 из Закона по беженцам (см. выше),
поскольку это условие еще не вступило в силу. Вместо этого всем Косовским Албанцам, находившимся в Швейцарии (60,000 к июню 1999)
предоставляли коллективный временный вид на жительство в соответствии со специальным Декретом от 6 апреля 1999 в форме вида на жительство,
имеющего силу в течение шести возобновляемых месяцев. Это было, однако, принято в августе 1999 после мирного соглашения. Фактически
Косовским Албанцам дали возможность остаться в Швейцарии до 31 мая 2000 посредством приостановки принудительных возвращений в Косово.
Отклонение прошения прямо на границе.
Федеральный Офис для Беженцев ("Bundesamt fоr Flиchtlinge", "Офис fйdйral Дес rйfugiйs") ответствен за принятие решения о допуске в Швейцарию
иностранцев, просящих убежище на наземной границе или в аэропортах.
Согласно Секции 21 из Закона об Убежище, разрешение должно быть предоставлено иностранцам, у которых нет документов для нормального въезда
(нет документов и/или виз) но все же, подпадают под определение Секции 3 (1) из Закона по беженцам, или имеет опасность жестокого
(нечеловеческого) обращения в стране, из которой он/она прибывает непосредственно.
Разрешение на въезд будет предоставлено, если иностранец предоставляет убедительные аргументы, которые показывают, что страна, из которой
он/она прибыл, может послать его/ее в другую страну, где он/она будут подвергнуты опасности, в нарушении non-refoulement принципа (выдачи).
Процедура в аэропорту.
В соответствии с Секцией 22 из Закона по беженцам, когда не возможно решить вопрос быстро о допуске в Швейцарию, Федеральный Офис для
Беженцев, выдает претендентам в аэропорту так называемый "временный отказ на въезд". В таких случаях, претенденты должны оставаться в
аэропорту в зоне транзита, пока решение не будет принято (это происходит в случае слабых дел, типа наводнение в Закарпатье или взрывы в
Пятигорске).
Специальные помещения построены в зоне транзита аэропортов Женевы и Цюриха. Полиция обеспечивает питанием. Запросившие убежище свободны в
передвижении в пределах зоны транзита.
Некоторые неправительственные организации имеют доступ к международной зоне аэропорта и предоставляют некоторую юридическую и социальную
поддержку.
Согласно Секции 23 из Акта по беженцам в разрешении на въезд в Швейцарию может быть отказано, если это юридически обоснованно и возможна
высылка его/ее в третью страну (самолет прилетел транзитом из Праги - должны были запросить убежище в первой стране, т.е. в Праге), особенно
если:
Третья страна ответственна за рассмотрение запроса об убежище согласно международному соглашению и если просящий убежище не обладает визой
или другим документом, необходимыми для въезда в Швейцарию.
Претендент длительно находился и может вернуться в третью страну для запроса убежища;
Претендент имеет визу в третью страну (например транзит через Швейцарию, а виза Шенгенская португальская - значит возвращают в Португалию).
|