Обитатели таких иммигрантских районов порой годами не выходят из добровольных резерваций. Глава семьи получает пособие или мизерную зарплату. И не желает менять ничего ни в своей жизни, ни в жизни своих детей. "Я живу на зарплату уборщицы, и дочь моя проживет". Конечно, так рассуждают не все. Родители тринадцатилетнего Стаса, несколько лет назад приехавшие в Стокгольм из Ростова-на-Дону, стараются дать сыну и шведское, и российское образование. Стас успешно занимается в "Ринкиби", специализируется в естественных науках, активно учит языки, а раз в неделю ходит в школу при российском посольстве, где учит русский язык, литературу, математику. "Русская математика сложнее, - признается Станислав. - Много домашних заданий задают".
"Ринкиби" буквально спасает детей из иммигрантской среды. Благодаря хорошему уровню образования у них есть возможность поступить в вуз и со временем неплохо устроиться в жизни. Школы, подобные "Ринкиби", - еще и великолепная возможность получить мультикультурное воспитание, научиться терпимо относиться к соседу с другим цветом кожи. Это крайне важно в стране, где еще не сложилась традиция нормального сосуществования с людьми другой культуры. Руководитель проекта "Фрюсюшет" (Дом активности) Андерс Кардел размышляет: "Очень важно, чтобы люди жили в смешанном обществе, чтобы дети росли в открытом обществе". Получается, что шведы опасаются приезжих - а вдруг это террористы? Иммигранты, в свою очередь, с детства приучаются ненавидеть местных. "Дети иммигрантов видят, что их родители выполняют черную работу и самое большее, на что могут рассчитывать, - стать водителем автобуса. Родители говорят: "Шведы - плохие люди, они не дают мне стать врачом". Если будет другое соотношение безработицы среди шведов и иммигрантов, если появятся чернокожие полицейские на улицах, а иммигрантские дети увидят, что могут выбирать профессию по душе, а не в зависимости от социального статуса, будет меньше проблем".
Стокгольмский дом активности создан для подростков и молодежи из "группы риска". В первую очередь для иммигрантов. Мальчики, растущие в неполных семьях, участвуют в программе "Строители мостов" и имеют возможность раз в два месяца получать на сутки "папу". Это не только игра. Во время этих семейных встреч мальчишки могут обсудить с "отцами" самые щекотливые темы, на которые с мамой говорить сложно, - секс, преступление и наказание, деньги. Подобная программа существует и для девочек, называется "Объединенные сестры". Во "Фрюсюшет" можно заниматься спортом и музыкой, рукоделием и шитьем, изучать компьютер и получить работу на лето. На специальной конфереции "1-4-6", которая проходит в Доме активности раз в году, обсуждаются проблемы предупреждения молодежной преступности. Странные цифры в названии конференции - это статистика: "1% молодежи до 26 лет - виновники 80% всех преступлений, 4% - виновники 100% всех преступлений, 6% готовы войти в преступные сообщества". Уберечь детей от общения с криминальным миром непросто. Швеция - демократическая страна. Школа, например, просто не имеет никаких средств воздействия на прогульщиков или нарушителей дисциплины. Максимум, что могут сделать учителя, - вызвать родителей в школу. А если родители не приходят - сообщить в социальную службу. Но и служба, конечно, не станет воспитывать чужих детей. Выход - проекты, подобные "Фрюсюшет".
"Хозяева спокойной улицы" - так называется инициатива губернатора Стокгольма. Идея состоит в том, что в метро, в школах и на улицах города с детьми и подростками работают специально отобранные молодые люди 20-25 лет из числа безработных (90% - иммигранты). Эти "хозяева" проходят тщательную проверку и специальные курсы. Их задача - взять под опеку детей в определенном районе или школе, стать положительным примером, заменить собой семью, пионерию, комсомол, друга, психолога... Финансируют проект местные власти и частные компании. Например, субподрядчик подпроекта "Метро" - Транспортная компания Стокгольма. И это подтверждает не только банальную истину о том, что одолеть проблему можно всем миром. Лед тронулся - проблемы иммигрантов, социально неблагополучной молодежи начинают волновать общество, а не только специальную иммиграционную службу. И пусть пока финансовые вливания идут на "заливание пожара", а определить их можно как "добровольно-принудительные" - никому же не хочется роста преступности и нищеты! Но это первый шаг шведов к тому, чтобы впустить в свою жизнь "чужаков".
Зачем это нужно самим шведам? В конце концов арабам, русским, туркам дома надо сидеть, а не по другим государствам шастать. Вот что думает по этому поводу Андерс Кардел: "Пусть люди говорят на разных языках. Это замечательно! В Швеции нет ни одной компании, где бы люди говорили на 29 языках. А у нас во "Фрюсюшете" говорят. Нужно создавать равные условия для людей в Швеции, чтобы возникали межкультурные группы. А национальное обособление ведет к разобщению людей, к появлению экстремистских течений типа фундаментализма".
Жаль, что сторонник равенства Андерс не был на украинском вечере в общежитии Стокгольмского университета с песнями, варениками и украинским борщом. Он бы поверил, что перемены грядут, глянув на типичного голубоглазо-светловолосого шведа в красной рубашке и валенках, распевающего "Ты ж менэ пидманула". Среди зрителей было много иммигрантов, но немало и местных студентов, изучающих славянские языки в университете. Они смотрели внимательно и концерт, и фильм "Тени забытых предков" на украинском с английскими субтитрами. Только говорить по-русски или по-украински стеснялись. Пока что. |