Нынешний президент Венесуэлы Уго Чавес Фриас родился в 1954 г. в небогатой крестьянской семье венесуэльской провинции - случай небывалый в истории, т.к. обычно президенты латиноамериканских стран - выходцы из совершенно иных кругов... С ранней юности он начал военную карьеру, которая для многих венесуэльских бедняков является одной из реальных альтернатив решения массы экономических и социальных проблем - в отличие, например от Чили, структура венесуэльских вооруженных сил не классовая и у каждого есть шанс профессионального роста исходя из личных способностей и заслуг. Важно отметить, что в жилах Чавеса течет индейская и негритянская кровь (Несмотря на то, что население страны состоит на 67% метисов, 21% белых, 10% негров и 2% индейцев, президентами до Чавеса всегда были только белые). С детства Уго Чавес увлекался спортом и мечтал стать профессиональным бейсболистом. С раннего возраста он читал запоем и из литературы он предпочитает книги по истории, философии и поэзию, причем сам писал и пишет стихи. Нельзя не упомянуть и того, что он является практикующим католиком и Библия наложила большой отпечаток на его
мировоззрение.
В декабре 1982 г. Чавес вместе с двумя капитанами армии создал подпольное Революционное Боливарианское движение РБД-200, которое в течение последующего десятилетие распространилось по казармам страны в среде младшего и среднего офицерства.
Анализируя венесуэльскую ситуацию и "боливарианский" процесс очень важно учитывать личные черты и темперамент президента. Как и большинство представителей его социальной группы в Венесуэле, Чавес - ярко выраженный сангвиник и экстраверт, он привык выражать свои мысли прямо и очень откровенно, без двойного подтекста, называть вещи своими именами и совершенно не способен к политическому маневрированию и дипломатии профессиональных политиков, что, естественно, доставляет ему и его правительству массу проблем. Его длинные, нередко слишком длинные речи, полные библейских аллегорий, поэзии и страсти, позволяют простому, порой полуграмотному венесуэльцу отождествиться с президентом, в то время как представители средних и высших слоев общества раздражены его бесконечными "популистскими" речами, изобилующими просторечными выражениями и поговорками, порой граничащими с вульгаризмами. В своей искренности Чавес совершенно беззащитен и совершенно не способен к исполнению традиционных академических ролей политика-статиста, каковым не является. Что, в свою очередь, вовсю используемо объявившими ему войну национальными и международными СМИ, стремящимися всячески дискредитировать его имидж.
К моменту вооруженного восстания 1992 года, все без исключения слои венесуэльского общества были глубоко разочарованы в традиционных политических партиях, степень морального разложения и коррупции которых превзошла все мыслимые границы. Уровень жизни с каждым годом ухудшался. Стране нужен был новый лидер и многие, и особенно самые бедные и малограмотные ее граждане, ожидали появления мессии, который возьмет на себя ответственность за спасение Венесуэлы.
Увидев 4 февраля на своих экранах молодого офицера в красном берете, говорившего о Христе и Боливаре, услышав о целях, которые ставил перед своим движением этот "путчист" и увидев, как похожи простое лицо и простые слова его на лица и слова миллионов бедных венесуэльцев, страна сделала свой выбор.
Два следующих года Чавес с товарищами провел в тюрьме. Когда же он в результате амнистии был освобожден следующим только что выбранным президентом (который в своей избирательной кампании неоднократно заявлял о признании справедливости требований восставших молодых офицеров), народ его встретил, как героя, и тысячи его сторонников в красных беретах вышли на улицы. Последовавшие годы были периодом роста популярности Уго Чавеса, и перед президентскими выборами 1998 г. он зарегистрировал свою кандидатуру.
Избирательная борьба проходила между тремя кандидатами. Традиционные партии были представлены кандидатом КОПЕИ Энрике Саласом Ромером и независимым кандидатом Ирене Саэс Конде, бывшей мисс Вселенная (поддержанной ДД). В случае победы любого из этих двух кандидатов, приватизация государственной Венесуэльской нефтяной компании стала бы вопросом решенным. Несмотря на очевидное неравенство в наличии материальных средств на проведение кампании, на выборах 6 декабря 1998 г. Уго Чавес Фриас получил 56,29% голосов венесуэльцев и был избран Президентом Республики.
Первые три года.
Для того чтобы попытаться понять достижения и проблемы венесуэльского процесса необходимо учесть следующие факторы:
1. Практическое исчезновение с политической сцены традиционных партий, правивших страной в течение последних 40 лет, их дискредитация в глазах венесуэльского избирателя достигла такого уровня, что в момент возникновения фигуры Чавеса, одна из этих партий была вынуждена прибегнуть к услугам бывшей "мисс Вселенной" в качестве кандидата в президенты.
2. Отсутствие в Венесуэле влиятельных левых сил и партий и общая атомизация прогрессивных сил. В результате - достаточно низкая политическая и идеологическая подготовка "базовых" народных организаций для создания новых социальных проектов.
3. Отсутствие влиятельной партии или движения, на которое правительство Уго Чавеса могло бы опереться в проведении реформ.
4. Отсутствие четкого идеологического проекта среди сторонников правительства. Чавес получил изначально поддержку множества самых разношерстных и различных между собой политических сил - от умеренных правых до ультралевых, самые крайние из которые за первые три года постепенно отходили от правительства и обычно переходили в лагерь оппозиции, которая тоже весьма далека от единства.
5. Роль главной партии оппозиции правительству Чавеса играют национальные средства массовой информации, в подавляющем большинстве своем находящиеся под контролем традиционных экономических групп, интересы и власть которых серьезно затронуты правительством. С момента победы Чавеса на президентских выборах венесуэльские СМИ начали кампанию по дискредитации его правительства, которая с каждым месяцем нарастала и создала искаженный карикатурный образ Чавеса и начатых им реформ, в стране и особенно за рубежом. Все обвинения в адрес президента в том, что он "диктатор", "марксист" или "сумасшедший" происходит исключительно от венесуэльских СМИ.
6. Фигура Чавеса воспринимается как мессианская значительной частью наиболее бедного населения страны.
7. Руководство Католической церкви Венесуэлы (93,1% венесуэльцев - католики) исторически всегда было на стороне привилегированных слоев.
8. Одной из самых серьезных проблем остается вопрос преодолении коррупции, глубоко укоренившейся в национальном быту и менталитете. |