Дания в свое время подписала вместе с другими странами Европейского Союза так называемую Дублинскую конвенцию. В этой конвенции сказано, что
если человек подал ходатайство о предоставлении ему убежища в нескольких государствах, то ответственность за его рассмотрение должно нести то
государство, где человек подал его в первый раз.
Эта конвенция была принята для того, чтобы положить конец так называемому шопингу в среде беженцев. Приведу пример. Вы подали заявление о
предоставлении вам убежища в Великобритании и недовольны своим решением. И тогда уже под другим именем, а может быть, и указав иное подданство,
вы обращаетесь с таким же заявлением в другие европейские страны.
И потому мы всегда стремимся выяснить, не приехал ли человек к нам из другой (третьей) страны, изучаем дело, прежде чем вернуть его в эту
третью страну. Мы выполняем обязательства, которые приняли на себя, подписав Конвенцию 1951 г., и потому тщательно проверяем, что может
случиться с заявителем при возвращении на родину или в третью страну: не будет ли он отправлен оттуда в страну своего гражданства, где
подвергнется риску преследования? И, если такая угроза существует, мы его туда не отправляем. Есть всего несколько стран, которые Дания
считает безопасными в этом аспекте: страны - члены Европейского Союза, Швейцария, США, Канада, Венгрия, недавно к их числу присоединилась
Польша.
Остановлюсь на вопросах о документах. Здесь уже говорилось, что попытка использовать поддельные документы или их отсутствие не должны ставиться
беженцу в вину. Однако в Дании подделка документа считается серьезным проступком. Вас могут приговорить к 4 годам заключения, если вы
переклеите фотографию в своем паспорте. Вместе с тем в нашей стране многие люди неправильно используют систему предоставления убежища. В 1973
г. иммиграция в Данию практически прекратилась, и, если вы захотите остаться в Дании, у вас будет не так уж много возможностей. Одна из них -
брак с гражданином страны.
Вот почему многие из тех, кто хотел бы попасть в Данию, стараются воспользоваться процедурой предоставления убежища. И потому первая наша
задача - выяснить, является ли человек беженцем или он просто стремится использовать систему для приема беженцев, чтобы остаться в стране на
некоторое время.
В последнее время у нас были большие проблемы из-за наплыва людей из Словакии. Их было очень много, и все просили убежище. Одна из причин
такой бурной миграции - безвизовый режим между Словакией и Данией. И множество людей, которые отлично знают, что не являются беженцами,
поскольку не соответствуют критериям, перечисленным в Конвенции 1951 г., обращались к нам с соответствующими ходатайствами, что увеличило
нагрузку на наш департамент.
И тем не менее любой человек, который приезжает в Данию легально, имеет право подать ходатайство о предоставлении убежища. И каждое такое
заявление будет рассмотрено в индивидуальном порядке. Мы принимаем решения исходя не только из гражданства заявителя, а на основе того, что он
рассказывает о себе в его интервью в службе иммиграции.
Конечно, мы часто сталкиваемся с людьми, которые прибыли к нам через страны, где у них не было шансов подпасть под действие Конвенции 1951 г.,
и потому, попав в Данию, они стремятся скрыть, откуда именно они прибыли и прежде всего стараются скрыть свое подлинное имя. Возможно, они уже
обращались с ходатайством о предоставлении убежища в другой стране, и нам приходится прилагать огромные усилия, чтобы проверить это.
Как я уже говорил, в Дании потенциальный беженец начинает жизнь с того, что сообщает необходимые сведения о себе представителю полиции. Если
эта информация не вызывает у нас доверия, мы можем лишить заявителя некоторых социальных благ: карманных денег или других возможностей, -
которые обычно предоставляются тем, кто ищет убежище.
Кроме того, в особых случаях полиция может подвергнуть просителя заключению. Однако, до того как принять такое решение, мы всегда стремимся
ограничиться иными средствами принуждения. Например, мы можем потребовать, чтобы люди жили строго в назначенном им месте или отмечались в
полицейском участке раз или два в неделю. Если эти меры окажутся недостаточными, полиции дается 72 часа на то, чтобы она могла выступить с
обвинением в суде против задержанного ею человека. И судья, если найдет эти обвинения обоснованными, может признать задержание законным и даже
продлить его срок.
Для лиц, обратившихся с ходатайством об убежище, построены два лагеря: открытый и закрытый. Это означает, что люди, которым предписано жить в
закрытом лагере, т.е. в месте заключения, пользуются теми же правами, что и обитатели открытого лагеря, но не имеют права покидать свою
территорию. Оба эти лагеря расположены близко друг от друга. Жители открытого лагеря могут посещать родственников и покидать его по другим
причинам. И это практически единственное различие между двумя лагерями.
Как проводится идентификация? Во-первых, по внешнему виду заявителя. Иной раз так можно определить происхождение человека. Например, в
некоторых районах Ганы на лицо наносятся определенные племенные знаки. Во-вторых, по языку. Но и тут дело обстоит не так просто, как кажется
на первый взгляд. Например, человек утверждает, что имеет подданство некой страны, а сам не говорит на ее языке. Это не всегда означает, что
он неправильно указал страну происхождения. Может быть, он прожил там первые 5-6 лет, а потом переехал в другое место, перешел на местный язык
и забыл собственный диалект. Возьмем для примера арабский. Он распространен очень широко, но меняется от страны к стране. И арабский в Марокко
вовсе не то же самое, что в Ираке. |