Совет Европы - Парламентская Ассамблея. Документ 8654, 25 февраля 2000.
Доклад Комитета по миграции, беженцам и демографии.
Докладчик: Г-жа Рут-Габи Вермот-Манголд, Швейцария, Социалистическая группа.
Резюме
Ассамблея обеспокоена фактом наличия у большинства государств-членов Совета Европы иммиграционной политики, являющейся дискриминационной в отношении лесбиянок и геев.
Большинство государств не признают преследование за сексуальную ориентацию обоснованной причиной для предоставления убежища. Правила о воссоединении семей и о социальных льготах обычно не применяются к однополым партнерствам. Ассамблее также известно, что большинство государств-членов не предоставляют право на жительство иностранному партнеру при би-национальном партнерстве, что является серьезной проблемой для многих геев и лесбиянок.
Ассамблея считает, что гомосексуалы, имеющие вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку сексуальной ориентации, являются беженцами в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и предлагает разработать процедуры рассмотрения заявлений гомосексуалов, являющихся беженцами или партнерами в би-национальных отношениях.
Далее, - Ассамблея призывает Комитет министров рассмотреть эти вопросы и создать европейскую систему документирования злоупотреблений в отношении гомосексуалов.
I. Проект рекомендации.
Ассамблея напоминает и подтверждает свою Рекомендацию 924 (1981) о дискриминации гомосексуалов, Рекомендацию 1236 (1994) о праве на убежище и Рекомендацию 1327 (1997) о защите и реализации прав беженцев и лиц, обращающихся за убежищем, в Европе. Ассамблея также ссылается на свою Рекомендацию . . . (2000) о положении лесбиянок и геев в государствах-членах Совета Европы.
Ассамблея обеспокоена фактом наличия у большинства государств-членов Совета Европы иммиграционной политики, являющейся дискриминационной в отношении лесбиянок и геев. В частности, - большинство государств не признаёт преследование за сексуальную ориентацию обоснованной причиной для предоставления убежища и не предоставляет какого-либо права на жительство иностранному партнеру в би-национальном партнерстве.
Кроме того, - правила о воссоединении семей и социальных льготах обычно не применяются к однополым партнёрам.
Ассамблее известны документированные случаи преследования гомосексуалов в их родных странах, включая государства-члены Совета Европы.
Ассамблея считает, что гомосексуалы, имеющие вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку сексуальной ориентации, являются беженцами в соответствии со Статьей 1А (2) Конвенции о статусе беженцев 1951 года в силу принадлежности к определенной социальной группе и, следовательно, им должен быть предоставлен статус беженца. Современная практика некоторых государств-членов Совета Европы предоставлять им право проживания по гуманитарным соображениям является опасной для их прав человека и не может рассматриваться как удовлетворительное решение.
Более того, Ассамблее известно, что большинство государств-членов не предоставляют права жительства иностранному партнеру в би-национальном партнерстве, что является причиной значительных страданий многих лесбийских и геевских пар, которые вынуждены разделиться и жить в разных странах. Ассамблея полагает, что применимые к союзам правила иммиграции не должны проводить разделение между гомо - и гетеросексуальными партнерствами. Следовательно, - доказательство партнерства, отличное от свидетельства о браке, должно быть допущено в качестве условия предоставления права на жительство для гомосексуальных пар.
Исходя из вышеизложенного Ассамблея рекомендует:
1. Комитету министров поручить его соответствующим комитетам провести обмен мнениями и опытом по этим вопросам;
рассмотреть вопрос признания принадлежности гомосексуалов к определенной социальной группе в понимании Женевской конвенции 1951 года с целью обеспечения признания преследования по признаку сексуальной ориентации в качестве основания для предоставления убежища;
2. разработать процедуры для гомосексуалов, являющихся беженцами или участниками би-национального партнерства;
3. начать создание европейской системы сбора данных и документирования злоупотреблений в отношении гомосексуалов;
4. обеспечить совместную работу и поддержку групп и ассоциаций, защищающих права человека в отношении гомосексуалов при просьбе убежища и иммиграционной политики государств-членов Совета Европы.
5. призвать государства-члены пересмотреть процедуры и политику определения статуса с целью признания в качестве беженцев тех гомосексуалов, которые просят убежища в силу вполне обоснованного опасения стать жертвой преследований по основаниям, перечисленным в Женевской конвенции 1951 года и Протокола 1967 года, относящихся к статусу беженцев;
6. принять критерии и процедуры обращения с заявлениями гомосексуалов о предоставлении убежища;
7. обеспечить органы, отвечающие за процедуру определения статуса беженца, информацией об общем положении в странах гражданской принадлежности заявителей, в частности, касающейся положения гомосексуалов и их возможного преследования государственными и негосударственными органами;
8. пересмотреть политику в области социальных прав и помощи иммигрантам с целью обеспечения одинакового отношения к гомо и гетеросексуальным партнерствам и семьям;
9. принять необходимые меры для обеспечения предоставления би-национальным лесбийским и геевским парам таких же прав жительства, как и би-национальным гетеросексуальным парам;
10. способствовать созданию неправительственных организаций для помощи и защиты прав гомосексуальных беженцев, иммигрантов и би-национальных пар;
11. наладить более тесное сотрудничество с Комиссариатом ООН по делам беженцев и национальными неправительственными организациями, поощрять расширение их сети и призвать их систематически обозревать соблюдение иммиграционных прав и прав убежища геев и лесбиянок;
12. обеспечить обучение иммиграционных сотрудников, вступающих в контакт с лицами, обращающимися о предоставлении убежища и би-национальными однополыми парами в аспекте
уделения внимания особой ситуации гомосексуалов и их партнеров.
|