II. Пояснительный меморандум г-жи Вермот-Манголд
Введение
1. Настоящий доклад является следствием обеспокоенности наличия в большинстве государств-членов Совета Европы юридических норм о статусе беженцев и об иммиграции, являющихся дискриминационными в отношении гомосексуалов и гомосексуальных пар. Кроме того, иммиграционная политика в отношении однополых пар отличается в разных странах. В настоящем докладе рассмотрено соответствующее законодательство и практика и сделаны рекомендации, имеющие цель поднять уважение к правам гомосексуалов в области предоставления убежища и иммиграции.
2. Помимо иных источников основой доклада послужили ответы на вопросник, разосланный соответствующим международным и неправительственным организациям в большинстве государств-членов. В докладе также учтены результаты слушаний о положении лесбиянок и геев в государствах-членах Совета Европы, организованные Подкомитетом по правам человека, Комитета по правовым вопросам и правам человека 14 октября 1999 года в которых участвовал Докладчик.
3. Предмет настоящего доклада не может быть рассмотрен без учёта правового положения геев и лесбиянок в государствах-членах Совета Европы в целом. Этот вопрос подробно исследован в докладе, представленном Комитетом по правовым вопросам и правам человека. Во избежание повторений подготовка настоящего доклада была скоординирована с работой Докладчика в Комитете по правовым вопросам и правам человека.
4. Докладчик выражает свою признательность Международной ассоциации лесбиянок и геев (International Lesbian and Gay Association) за помощь в подготовке настоящего доклада.
Общий обзор ситуации
5. Все жители в каждой стране являются равноправными членами общества и имеют право полностью реализовывать свой потенциал на благо общества, в котором они решили жить, включая область социальных и политических прав. Все жители любой европейской страны должны иметь гарантированное право на равное обращение вне зависимости от того, являются ли они гражданами этой страны и право на уважение их культурных традиций, стиля жизни и отношений. Они также должны иметь юридическую защиту против дискриминации по признаку расы, цвета кожи, религии, национального происхождения или сексуальной ориентации.
6. Беженцы должны иметь право обращения за убежищем в Европе на основании справедливой оценки их положения в соответствии с принципами, изложенными в международных договорах. Граждане разных стран, находящиеся в стабильных любовных отношениях, должны иметь право жить вместе со своими партнерами, вне зависимости от пола и семейного положения.
7. В Европе существуют насущная потребность признания преследования по признаку сексуальной ориентации в качестве обоснованной причины для предоставления убежища. Некоторые государства-члены Совета Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция) прямо закрепили в своем законодательстве закон о предоставлении убежища или же признали в судебной практике, что лесбиянки и мужчины-геи "принадлежат к определенной социальной группе", по терминологии Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года, либо предоставляли убежище лесбиянкам и мужчинам-геям по "гуманитарным соображениям". В этом контексте, в понятие преследования включаются действия государственных и негосударственных органов, а также жестокий социальный остракизм и телесные повреждения, причиненные семьёй либо обществом.
8. Преследование по признаку сексуальной ориентации распространено очень широко и во многих странах оно не менее ужасно и вредоносно чем преследование по признаку вероисповедания или политических убеждений. "Международная амнистия" (Amnesty International) считает заключенных, преследуемых лишь в силу их сексуальной ориентации, узниками совести с 1991 года, после десятилетия давления со стороны лесбиянок и геев изнутри и снаружи на "Международную амнистию".
9. Иммиграционная политика в большинстве государств-членов явно дискриминационна по отношению к однополым парам. Такая политика причиняет огромные страдания лесбийским и геевских парам, находящимся под угрозой разделения и депортации партнера
- не гражданина. Лишь Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Швеция признают однополые отношения как основание для иммиграции.
10. Некоторые нормативные акты налагают значительные ограничения на признание лесбийских и геевских отношений, которые обычно не применяются в отношении женатых пар в аналогичных обстоятельствах. Например таковым является требование о нескольких годах прочных отношений или совместной жизни.
|