В Колумбии существует 3 партизанских движения: ФАРК-ЭП (Революционные Вооруженные Силы Колумбии - Армия Народа), считающееся "традиционным
марксистским", крупнейшее в стране - контролирует почти 40% муниципалитетов страны, насчитывает около 15 - 17 000 бойцов, удерживает сотни
солдат военнопленных и регулярно действует на подступах к столице (в 40 км. от Боготы); ЭЛН (Армия Национального Освобождения) - вторая
партизанская сила страны, почему-то считающаяся "геваристской", насчитывающая около 3 - 4 000 бойцов, "специализирующаяся" на взрывах
нефтепроводов и ЭЛП (Народная Армия Освобождения), "маоистская", наименее влиятельная. В военном отношении уже много лет, как сложилась
патовая ситуация и двоевластие в стране, т.к. на территориях, находящихся под контролем ФАРК, уже давно действует фарковское законодательство,
наркоторговцы обязаны выплачивать партизанским властям "революционный налог", что в свою очередь служит прекрасным поводом для США обвинить
колумбийских партизан в участии в наркобизнесе и наращивать с каждым годом свое военное присутствие в Колумбии и соседних странах (т. наз.
"План Колумбия", истинная цель которого, - под предлогом борьбы с наркобизнесом расчленение территории Колумбии и взятие под контроль нефтяных
запасов Колумбии и Венесуэлы). Параллельно партизанам существуют противостоящие им ультраправые боевики из "Объединенных Сил Самозащиты".
Результат - только за последние 13 лет - больше полумиллиона погибших. Каждые 24 часа в Колумбии по политическим причинам гибнет 10 человек.
Из этих смертей, по данным правозащитных организаций, 76% - на совести ультраправых боевиков, 17% - партизан и оставшиеся 7% - агентов
государства - армии, полиции и т.д. Больше миллиона крестьян были вынуждены покинуть свои земли из страха перед насилием. 95% колумбийцев
хотят временно или навсегда эмигрировать.
Развязанная маоистами из "Сендеро Луминосо" "революционная война" в Перу в начале 80-х унесла десятки тысяч жизней. Подавившие их
правительственные войска действовали исходя из той же логики, без разбора уничтожая в горах десятки индейских селений, заподозренных в
симпатиях к "Сендеро". "Эффективные" спецслужбы президента Альберто Фухимори похищали, пытали и прятали трупы сотен студентов и
университетских преподавателей и организовали тотальное прослушивание телефонов и офисов всех мало-мальски связанных с политикой перуанцев и
иностранцев, проживавших в стране. Персональным "победителем" в войне с терроризмом "Сендеро Луминосо" был объявлен Владимиро Монтесинос -
личный советник Фухимори по вопросам национальной безопасности и шеф военно-политической разведки сраны СИН, внушавшей животный страх большей
части Перу. Он сосредоточил в своих руках больше власти чем сам президент. Монтесинос организовал два "демократических" переизбрания Фухимори
на новые сроки. Лично назначал главнокомандующих всеми родами войск. И . . . по странному совпадению тоже, до этого вознесения на вершину власти
являлся агентом ЦРУ. И даже сидел в тюрьме за измену родине и передачу перуанских военных секретов иностранной державе. Эта история - из
области "магического реализма". Поскольку Монтесинос никому не доверял, взятки лидерам оппозиционных партий и представителям СМИ раздавал он
тоже лично, что снималось на тысячи видеокассет, известных сегодня под названием "владивидеос". Не забывал он при этом и о личном бизнесе.
Изначально это были сделки с колумбийскими наркокартелями, потом, пользуясь давними связями перуанских военных с СССР, он попытался поставить
колумбийским партизанам (!) из одной из бывших советских республик партию АК. Но закончилась это все так же быстро и просто, как и началось.
Видимо, в какой-то момент (поскольку его "антитеррористическая миссия" уже давно и успешно завершилась), головокружительную карьеру Владимиро
Монтесиноса пора было прекращать. Кому? Оставим ответ на этот вопрос нашему воображению. Далее произошли следующие события. Один из каналов
перуанского телевидения показал, каким-то странным образом попавшее туда "владивидео", где Монтесинос передавал нищенскую взятку в пять тысяч
долларов одному из лидеров парламентской оппозиции. Начался скандал. Фухимори не оставалось ничего другого как выдать ордер на арест своего
бывшего друга. Монтесинос забаррикадировался в центральном офисе СИН и никому не позволял себя арестовывать. Через пару дней он исчез "в
неизвестном направлении" и Фухимори разъезжал на президентской машине по всей Лиме, и окруженный охраной "руководил" операцией по розыску
беглеца. Потом Монтесинос появился на правительственном аэродроме и вылетел на личном самолете в Панаму просить политического убежища. Убежища
не дали и ему пришлось опять "исчезать в неизвестном направлении". Через несколько недель Фухимори собрался на в Японию с государственным
визитом, на пресс-конференции в Лиме разоблачил слухи "о своем намерении остаться в Японии", вылетел в Токио и . . . попросил убежища. Вместе с
Фухимори и Монтесиносом из Перу, где 80% населения проживают за чертой бедности, исчезли десятки миллионов долларов. Примерно через год после
этих событий венесуэльские спецслужбы отловили Монтесиноса в Каракасе, одели его в наручники и отправили спецрейсом в Перу. Сейчас Монтесинос
сидит в специализированной тюрьме для особо важных преступников, построенной по его собственному проекту. Кстати, в соседней камере отбывает
пожизненное заключение "побежденный" им лидер "Сендеро Луминосо" камарада Абимаэль Гусман. Фухимори, пользуясь своим двойным перуано-японским
гражданством проживает в Токио. В ходе допросов Монтесинос призывает своего бывшего шефа "быть мужчиной, вернуться в Перу и ответить перед
судом". Такая вот "антитеррористическая" история.
Кроме этой и ей подобных анекдотических историй, на которые богата латиноамериканская реальность, политический терроризм в большей части
континента уже не является сколько-нибудь серьезной темой. Более того, абсолютное большинство левых организаций и движений отвергают
вооруженную борьбу как путь общественных преобразований и выступают против всех форм насилия и войны. В глобализованном мире, ставшем
заложником правящих экономических групп, необходимо создать новую форму гражданской организации и новую политическую культуру. Важным опытом в
этом направлении является сапатистское движение в Мексике, бросившее вызов человеческому воображению, исходя из новых форм борьбы за лучшее
общество. Слова его лидера субкоманданте Маркоса в последнем интервью Габриэлю Гарсиа Маркесу хорошо иллюстрируют эту тему терроризма в
истории и современности Латинской Америки.
|