В выступлении будут затронуты практические вопросы, касающиеся тех, кто ищет политическое убежище, тех, кто уже имеет признанный официальный статус беженца, и других категорий иммигрантов. Решение, которое нашла Швейцария, имеет и свои преимущества, и свои недостатки, поэтому, конечно, нельзя рассматривать его как идеальную модель, которая применима во всех случаях. Солотурн — город и одновременно один из 22 кантонов, из которых состоит Швейцария. В Швейцарию прибывают беженцы из самых различных стран и даже в таком маленьком кантоне как Солотурн ежегодно появляются беженцы примерно из 40 различных стран, большинство — из бывшей Югославии, Турции, Шри-Ланки. Как правило, они не говорят на тех языках, которые являются государственными в Швейцарии, не знакомы с правовой системой страны и имеют другие представления о культуре. Деньги для оплаты услуг адвокатов у этих людей отсутствуют. В Швейцарии имеется специальная служба для беженцев, которая дает письменную информацию, в том числе и переведенную. Естественно, эта служба не готова давать финансовую поддержку и оказывать бесплатную юридическую помощь в решении определенных конкретных случаев. Здесь требуется вмешательство неправительственных организаций, которые основали в различных кантонах Швейцарии бюро, и эти бюро предоставляют бесплатную юридическую помощь. В отдельных случаях они берут на себя определенную правовую защиту. Это достаточно дешево по сравнению с теми услугами, которые предоставляют платные юристы.
Наибольший процент среди различных категорий беженцев составляют те, кто ищет политическое убежище. Швейцария имеет длительные традиции приема мигрантов, уже с XVI–XVII веков Швейцария принимала к себе беженцев из других стран. В XIX веке из Германии, Польши, России прибывали люди, которые становились мигрантами в силу антимонархических, революционных движений в этих странах. Но одновременно в Швейцарии существует тенденция обособления от иммигрантов, что проявилось особенно ярко и особенно с отрицательной стороны, когда Швейцария отказалась от принятия около десяти тысяч беженцев, преимущественно еврейской национальности, во время второй мировой войны. В настоящее время со стороны определенных политических кругов все чаще высказывается мнение, что надо не так широко открывать Швейцарию для иммигрантов.
Большую роль в решении вопросов, связанных с беженцами и мигрантами, играет швейцарский федерализм. Дело в том, что кантоны Швейцарии имеют достаточно высокую степень автономии, даже самые маленькие кантоны имеют собственные правовые установления и процедурный порядок. Кроме того, в этой стране, где всего проживает 6–7 млн. человек, тем не менее говорят на четырех государственных языках, то есть на небольшом пространстве существуют очень большие культурные различия. Но основные, решающие компетенции входят в сферу действия Федерации. На уровне Федерации решаются вопросы лиц, вынужденных покинуть свою родину в связи с политическими преследованиями. Права в отношении иностранцев, проживающих или работающих в Швейцарии, распространяются в основном на экономические и социальные вопросы, и здесь главная роль принадлежит кантонам. Это касается, например, улучшения структуры рынка труда или выравнивания положения работающих иностранцев и граждан Швейцарии.
В 50-60-70-е годы вопрос о лицах, ищущих политическое убежище, возникал не часто, потому что их было немного, поэтому положительное решение принималось достаточно быстро. А помощь материальная и социально-правовая оказывалась людям в конкретных кантонах. Но за последние десятилетия ситуация очень изменилась. И если в 1979 г. число людей, ищущих убежище в Швейцарии, составляло менее тысячи в год, то в 1989 г. их количество возросло до 40 тысяч в год, а в 1991 — до 41 тысячи в год. Сейчас количество лиц, которые ищут убежище, колеблется от 30 до 40 тысяч в год. Процесс решения вопроса о статусе беженца довольно длительный, поэтому дела около 133 тысяч человек находятся в подвешенном состоянии. Естественно, их содержание тоже очень возросло, оно составляет около 14 млн. швейцарских франков, то есть около 100 млн. долларов. На процедуру предоставления убежища уходит 10% этих расходов, а 90% — на предоставление жилья, питания, одежды и так далее.
Начиная с 90-х годов политика Швейцарии характеризуется тенденцией ограничить приток беженцев в страну. То есть, как выражаются политики, нужно сделать Швейцарию менее привлекательной. Условия приема, соответственно, в последнее время ужесточаются. Поскольку легальное получение статуса ограничено и связано с очень длительными процедурами, то многие люди ищут возможности нелегального проживания в стране. Это привело к тому, что только очень небольшое число людей, ищущих политическое убежище, проникает в Швейцарию легальным путем и находится там на легальном положении.
Теперь о процедуре: каким образом можно получить статус беженца в Швейцарии. Непосредственно прошение о предоставлении убежища может подаваться из-за границы в Швейцарию или на границе. Нужно иметь необходимые документы и визу. Очень большое количество людей, прибывающих в страну, различным образом обходят границы, и поэтому в Швейцарии введены четыре приемника для иммигрантов, они расположены в различных частях Швейцарии. Там регистрируют прибывших, то есть опрашивают в самых общих чертах, по какой причине они ищут убежище, что побудило их сюда приехать и так далее. После этого принимается решение о дальнейшей процедуре, то есть решается, будет ли рассматриваться вопрос о предоставлении статуса беженца или же будет сразу отказано во въезде в страну. Но даже в том случае, если предполагается высылка из страны, сначала проводится проверка, не было ли возбуждено преследование в отношении данного человека. Потому что иначе будет нарушен принцип
не высылки людей, в отношении которых возбуждено преследование. В принципе, любое лицо, ищущее политическое убежище, до окончательного решения вопроса может оставаться на территории Швейцарии.
Распределение по кантонам Швейцарии зависит от количества населения, от величины кантона, например, кантон Солотурн небольшой, поэтому сюда направляется обычно 3,5% тех, кто ищет политическое убежище. В кантоне прибывшие находят место проживания, как правило, сначала это жилье коллективное, нечто вроде общежития. Кроме того, здесь они обеспечиваются необходимым в смысле еды и одежды. Затем эти лица распределяются по общинам. Это означает, что и в очень маленьких деревнях проживают лица, ищущие политическое убежище. Кантон несет ответственность за их дальнейшую судьбу, службы кантона дальше опрашивают лиц, ищущих убежище, и этот опрос является основой для дальнейшего решения их судьбы. Если не все вопросы при опросе выяснены, то процедура продолжается дальше. При заполнении опросных листов должен присутствовать представитель соответствующей организации ООН, который проверяет правильность заполнения. Выполнение этой задачи финансируется Федерацией.
|