Итак, существует две инстанции, решающие вопросы об иммигрантах. Во-первых, решается вопрос, является ли лицо, ищущее убежище, беженцем или нет. Убежище предоставляется в том случае, если за данным лицом признается официальный статус беженца. Если же вопрос решается отрицательно, то возникает вопрос, куда, в какую страну это лицо должно быть выслано из Швейцарии. Эти вопросы — о предоставлении или непредоставлении статуса — являются вопросами публично-правового характера. Что касается непосредственного предоставления убежища, то этот вопрос входит в национальную компетенцию. Решение по первой инстанции направляется в Берн, где находится центральное ведомство, и федеральное ведомство может дальше проводить различные расследования и выяснения. Затем принимается решение, которое должно быть соответствующим образом обосновано и составлено понятно для лица, ищущего убежище.
Процент лиц, в отношении которых вопрос о предоставлении убежища решается положительно, колеблется от 5 до 10 в год. Но это не означает, что остальные лица немедленно выдворяются из Швейцарии. Значительно чаще, чем официальное предоставление убежища, предоставляется возможность временного размещения в Швейцарии. Это осуществляется в том случае, если высылка из страны невозможна в силу того, что будет нарушен закон о правах человека или в том случае, если выселение человека невозможно по каким-то иным причинам: человек болен или ему нанесен травма, то есть если выселение связано с какими-то конкретными трудностями. Например, очень часто приходится иметь дело с беженцами из Афганистана, это часто бывает связано с травмами. В частности, члены прежнего афганского правительства, в том числе бывшие чиновники высокого ранга, искали в Швейцарии убежища и были официально признаны беженцами. Лица, прибывшие после свержения этого правительства в Афганистане, большей частью не получили официальный статус беженца, но не были высланы из страны, а получили временное пребывание.
Существует специальная комиссия по вопросам беженцев, и в случае отказа в официальном статусе беженца, в случае, если не рассмотрено соответствующим образом прошение и так далее, в эту комиссию может быть подано обращение. Эта инстанция аналогична судебной и не зависит от административных органов, но, естественно, она не может быть абсолютно независимой от решений швейцарского правительства. Решения этой комиссии являются окончательными, они не подлежат обжалованию в федеральном суде Швейцарии. Обжалование же решения, принятого в первой инстанции, возможно, прошение об этом должно быть подано в течение 30 дней.
Положение тех, кто имеет официальный статус беженца, обосновано соответствующей конвенцией, то есть они должны получать обеспечение, которое не может быть хуже, чем обеспечение иностранцев вообще (в Швейцарии иностранцев примерно 18%). Лица, имеющие официальный статус беженца, получают разрешение на проживание и через пять лет проживания в стране они получают права, практически равные правам швейцарцев. Их материальное обеспечение не должно отличаться от обеспечения швейцарских граждан, им дается возможность получать работу, причем они могут работать в любой сфере, за исключением тех, для работы в которых обязательно швейцарское происхождение. Они могут наравне с гражданами обучаться в школах и затем в высших учебных заведениях. Лица, имеющие официальный статус беженца, могут приглашать к себе членов своей семьи, и члены их семей получают такой же статус. Все это вместе даже превышает предписания Конвенции о беженцах. Лица, имеющие официальный статус беженца, при желании могут переселяться из кантона в кантон. Кроме того, они могут получить выездной паспорт, если они собираются выезжать за границу. В 2000 г. был 2061 случай присвоения официального статуса беженца. В предыдущие годы количество официально признанных беженцев также составляло примерно 2000 в год.
Другая категория лиц, просящих убежище, — люди, в отношении которых вопрос о предоставлении статуса пока не решен. Права таких лиц в Швейцарии, конечно, защищены в значительно меньшей степени. Они могут оставаться на территории страны до окончательного решения вопроса, но это может продлиться очень долго, иногда по три-четыре года и даже больше. Эти лица имеют право на получение материальной помощи, достаточной для существования человека, то есть питания, одежды, жилья и медицинского обслуживания. Закон предусматривает при этом, что в основном они получают обеспечение в имущественной форме. Зачастую им все-таки выплачиваются определенные денежные суммы, но эти суммы ниже, чем те, которые получают швейцарские граждане, нуждающиеся в материальной помощи (безработные и прочие). Кроме того, им предоставляются и минимальные услуги нематериального характера, в частности минимальное обучение языку и снабжение информацией. Эти услуги могут быть сокращены, но, естественно, абсолютно лишить человека минимального обеспечения страна не может — это противоречит закону, поскольку является недопустимым вмешательством в основные права человека. Лица, в отношении которых еще не решен вопрос о статусе, тоже могут получить работу и примерно 40% из них работает. Но работающие должны компенсировать полученное ими обеспечение. Как правило, они отчисляют примерно 10% своей зарплаты на определенный федеральный счет. Они пользуются медицинской страховкой, но не имеют права выбирать себе врача, не имеют права на протезирование зубов и так далее. Кроме того, они не имеют права ввозить членов своей семьи. Члены семьи могут въехать только на основании личного прошения об убежище. Перемещаться из одного кантона в другой они могут только в том случае, если, например, на территории другого кантона находятся члены их семьи. Они лишены возможности выезда за границу. В течение первых трех месяцев рассмотрения вопроса о статусе лица, ищущие убежище, не имеют права работать. Кроме того, соответствующий кантон может продлить запрет на работу еще на три месяца. Это правило существует из-за того, что в Швейцарии в данный момент растет безработица, и кантонам предоставлено право ограничивать права на получение работы для лиц, ищущих убежище, хотя это и привело к существенному возрастанию расходов на их содержание.
Что касается лиц, которым временно предоставлено право проживания в Швейцарии, их положение примерно такое же, как у лиц, ищущих убежище, в отношении статуса которых вопрос еще не решен. В этом случае тоже много проблем, поскольку “временно” может растягиваться на несколько лет. То есть они могут оставаться в таком нестабильном положении до десяти лет.
|